Пока некоторые западные бренды еще раздумывают, уходить ли им из России, на пятки им уже наступают азиатские, причем не только китайские, но и индийские. Мало кто из них знаком широкому потребителю, но уже в ближайшие месяцы ситуация может измениться.
Крупы, макаронные изделия, различные масла, специи, существенная часть товаров бытовой химии – все это производится индийскими компаниями. Такие бренды, как Vermisheli и Everest, выпускающие все в диапазоне от макаронных изделий и до специй, торговая марка Nafed, принадлежащая одной из ассоциаций сельхозпроизводителей и специализирующаяся на крупах, различные масла Sundrop, овсяные хлопья Baggrys, чаи Girnar и многое другое имеют вполне европейскую упаковку и неплохое качество.
Жатин Гирдар, глава Savour India Pvt, выпускающей макаронные изделия под маркой Vermisheli, говорит, что его компания готова рассмотреть возможности по выходу на российский рынок. "Мы открыты ко всем вариантам сотрудничества и готовы работать на российском рынке. У нас есть целый ряд продуктовых линеек, кроме того, мы можем адаптироваться под пожелания заказчика, например, разработать линейку продуктов без глютена или выпускать продукцию под собственными торговыми марками (СТМ) заказчика", – сообщил он.
Широко известен за пределами Индии ром Old Monk. Пользуются спросом и крепкие алкогольные напитки Amrut, в том числе различные варианты односолодового виски, они способны составить конкуренцию шотландским брендам в России точно так же, как делают это у себя дома. Убедительно выглядит индийский рынок и в контексте новых направлений, таких как безглютеновые продукты. Например, бренд Elan Vital выпускает широчайшую линейку различных сладостей и печенья без содержания сахара и глютена.
В торговых центрах локальные бренды одежды уверенно соседствуют с глобальными. Flying Machine, Peter England, Allen Solly и Van Heusen – все эти марки способны составить конкуренцию ушедшим из России Zara и H&M и обеспечить высокое качество по доступной цене. В целом же Индия всегда славилась своими хлопковыми и кожаными производствами.
Есть локальные игроки и на рынке электроники и бытовой техники. Россиянам уже знаком Micromax – эта небольшая по местным меркам компания, выпускающая смартфоны, уже пыталась несколько лет назад выйти на российский рынок. Среди других игроков отметим Intex – эта компания преуспевает как на рынке бытовой техники, так и гаджетов.
"Большое число индийских компаний заинтересованы в работе с российским рынком. Это компании из сегмента продуктов питания, медицинских товаров, бытовой электроники, ряда других", – рассказал "Российской газете" Аджай Сахай, генеральный директор и CEO Федерации экспортеров Индии.
Из Индии в Россию уже поставляют лекарственные средства, комплектующие для автомобилей и оборудования, текстиль и изделия из него, а также продовольственные товары. В сфере продовольствия в Россию импортируется индийский чай и кофе, рис, фрукты и морепродукты, а также кондитерские изделия.
По словам Сахая, Россия получает из Индии свыше 43 тысяч тонн чая в год, что делает ее одним из главных потребителей на мировом рынке. Ключевыми здесь являются штаты Ассам и Западная Бенгалия, где произрастают чаи сортов "Ассам" и "Дарджилинг". По данным собеседника "Российской газеты" в минпромторге, заметной частью экспорта из Индии в 2021 году стали кондиционеры и запчасти для них и запчасти для посудомоечных машин.
В Россию могут прийти и крупные индийские торговые сети. В частности, интерес к нашему рынку есть у Reliance Retail и Dmart. Кроме того, на рынке может появиться и сеть товаров для дома Maspar – своего рода аналог ZARA Home. У всех этих брендов есть представительства за пределами Индии, в том числе в Европе.
В работе с Россией заинтересованы в том числе индийские производители продуктов, медицинских товаров и бытовой электроники
Проблемы логистики и проведения платежей сегодня являются определяющими для перспектив поставок в Россию. Так, по словам Жатина Гирдара, ощущается серьезная нехватка информации. И если крупные игроки могут в теории получить информацию напрямую из правительств, то остальным участникам рынка нужно разъяснять имеющиеся возможности и процедуры.
"Сегодня участники рынка не до конца понимают, как могут проходить платежи из России в Индию и в какой валюте они могут осуществляться. Кроме того, нет понимания, с кем в России могут контактировать индийские производители. Только представители российской X5 выходили на контакт с производителями из нашей страны и обсуждали возможности сотрудничества", – сообщил Гирдар.
В X5 подтвердили "Российской газете" эту информацию. Там рассказали, что в мае сотрудники компании провели серию встреч с представителями компаний-поставщиков из Индии. "Мы заинтересованы в расширении нашего сотрудничества с индийскими поставщиками напитков, морепродуктов, винограда, чая, кофе, специй, риса, консервированной продукции, товаров для кухни и т.д.", – сообщили в пресс-службе ретейлера.
По словам Гирдара, важная особенность индийского рынка продовольствия в том, что здесь до 70% занимают малые и средние компании. "Собрать нескольких лидеров и договориться с ними напрямую о том, как они будут осуществлять поставки в Россию, не удастся", – пояснил он. С другой стороны – это обеспечивает широкую вариативность при подборе партнеров для сотрудничества.
В то же время сама перспектива работы на внешних рынках не является для индийских компаний чем-то новым – они активно выходят на рынки соседних государств, в первую очередь стран бассейна Персидского залива. Так, по словам г-на Рази Захира, руководителя Nectarea Pvt. Ltd, выпускающей безглютеновые продукты и товары без сахара, его компания с успехом работает на таких рынках, как ОАЭ, Бахрейн, и рынках других стран. То есть опыт работы за пределами Индии есть даже у небольших производителей.
При этом в Индии очень внимательно следят за теми процессами, которые происходят на российском рынке. В частности, его платежеспособность не вызывает ни малейших сомнений у предпринимателей из этой страны.
"Проблемы с платежами вызваны теми ограничениями, что сегодня созданы для российских банков, и никакого риска дефолта сегодня не существует", – уверен Аджай Сахай. Ожидается, что решением проблемы платежей может стать оплата напрямую между несколькими российскими и индийскими банками в паре "рубль/рупия". По крайней мере о готовности индийских банков к проведению таких платежей сообщили сразу несколько собеседников "Российской газеты" на местном рынке.
Существуют и проблемы транспорта, вызванные тем, что большинство транспортных компаний, занимающихся морскими контейнерными перевозками, принадлежат американцам и европейцам. В этой области есть проблема платежей, страхования и перестрахования грузов. По словам Сахая, эту проблему можно решить, используя иранские транспортные компании, которые могли бы доставлять грузы из портов Индии в российские порты. При этом пока остается нерешенной проблема дальнейшей доставки грузов по железной дороге.
Очень беспокоят индийских предпринимателей вторичные санкции. Важный аспект работы в Индии, по словам Сахая, – это прозрачность любых сделок, в том числе и для СМИ. Так что при работе с индийским рынком не может быть "серых" зон. "Только белое и черное", – подчеркнул он.
"Риск вторичных санкций никуда не девается, поэтому наши компании, особенно те, что работают и на рынках США и Европы, должны будут произвести оценку санкционного режима", – заявил он. При этом поставки лекарств и продовольствия под санкции не попадают, и здесь торговые взаимоотношения можно развивать без какой-либо оглядки на недружественные страны.
По тем же причинам неприемлемой является и перспектива сотрудничества с Россией по таким направлениям, как параллельный импорт, сообщил доктор Сахай. "Потому что если мы начнем поставлять в Россию санкционные товары или же реэкспортировать товары, производимые международными компаниями для индийского рынка, то вряд ли это будет хорошо для самого индийского рынка", – полагает он.
Решением проблемы платежей между Россией и Индией может стать оплата напрямую между несколькими российскими и индийскими банками в паре "рубль/рупия". Готовность индийских банков к проведению таких платежей уже есть
В 2014 году главы России и Индии поставили цель к 2025 году достичь уровня двустороннего товарооборота в 30 млрд долларов США. И эта работа уже ведется. Основные статьи экспорта из Индии включают электрическое оборудование, фармацевтические препараты, машины и механические устройства, органические химикаты, железо и сталь, судовые продукты, транспортные средства и их части, чай и кофе, химикаты. Основные статьи импорта из России включают: минеральное масло/топливо, минеральные ресурсы, драгоценные камни и металлы, удобрения, проектные товары, растительные масла, каучук и изделия из него, бумагу и картон, железо и сталь, неорганические химикаты, пластмассовые изделия, фармацевтические препараты.
Кстати
По данным за февраль 2021 – февраль 2022 года импорт из Индии в Россию занимает 14-е место в общем объеме импорта в Россию. Доля Индии составляет пока всего 1,5% от общего объема ввозимых товаров.
Лидером является Китай с долей импорта 25,2%. Следом идут Германия, США, Беларусь и Южная Корея. Кроме того, в топ–10 присутствуют Казахстан, Турция и Польша.
По данным ФТС России, импорт России в 2021 году составил 296,1 млрд долларов США и по сравнению с январем – декабрем 2020 года увеличился на 26,5%. На долю стран дальнего зарубежья приходилось 89,3%, на страны СНГ – 10,7%.
По данным консалтинговой компании Knight Frank Russia, в первом полугодии 2022 года на российский рынок вышли два международных бренда: в Москве был открыт монобутик парфюмерного дома Vilhelm Parfumerie, а в Краснодаре начал работать первый магазин китайской спортивной одежды и обуви бренда Li-Ning.
Ряд иностранных компаний также заявили о намерении открыть бизнес в России. Речь идет, в частности, о турецких сетях общественного питания. Так, сети формата "фастфуд" Chitir Chicken и Yesen Burger будут представлены по франшизе, а рестораны Little Kitchen и сеть кофеен Arabica выйдут на рынок с использованием собственных инвестиций.
Известно, что Little Kitchen намерена открыть до конца года в России три ресторана, а Arabica запустит первое флагманское кафе-магазин в Москве.
Кроме того, переговоры о расширении присутствия в стране и наращивании объемов продаж ведут другие турецкие бренды, в том числе производители одежды adL, Mudo, LTB, Twist и Ipekyol. Выход на российский рынок также обсуждают операторы из Казахстана и ОАЭ.
По подсчетам Knight Frank Russia, о приостановке работы в России объявили более 180 компаний. Наибольшую долю занимают бренды fashion-сегмента (19%), за ними следуют FMCG и автомобильные компании (по 12%).
Источник: https://rg.ru/2022/07/27/zvuk-ganga.html
|